Войти через Госуслуги

Транспортный цугцванг

08.11.2013 10:17 Просмотров: 159

Ещё раз о ситуации с городским транспортом и тарифах на проезд.

В течение двух недель депутаты, городские чиновники и перевозчики обсуждали повышение стоимости разовых поездок, месячных проездных билетов и предельного тарифа для городского пассажирского транспорта. 

Предложения рассматривали на профильном комитете, согласительной комиссии, на заседаниях партийных фракций и снова на комитете... Но в начале сессии, прошедшей 31 октября, было объявлено, что вопросы по транспортным тарифам снимаются с повестки дня.

Есть в шахматах термин «цугцванг», означающий, что любой следующий ход игрока ведет к ухудшению его положения. Кажется, именно такая ситуация назревает в сфере пассажирских перевозок. И это прекрасно понимают городские власти. 

 

Муниципальный транспорт

Вопрос о тарифах – это вопрос, прежде всего, судьбы двух муниципальных транспортных предприятий. Гендиректор ТТП Александр Коровин в пояснительной записке называет финансово-экономическую ситуацию в МУПе критической. Штат водителей укомплектован на 60%, кондукторов – на 40%. Люди увольняются, желающих на их место нет. А объяснение простое: зарплату не повышали с 2008 года.

ПАТП-1 несколько поправило свое положение с помощью крупных средств, полученных по суду от Минфина. Сейчас здесь пытаются сократить затраты по всем направлениям, но относительное благополучие — явление временное. Без повышения тарифов затраты на обеспечение перево­зок быстро сведут к нулю позитив последнего времени, уверены в ПАТП. 

 

Предложения

Предложения по повышению тарифов до 14 рублей в дневное время и 17 – в вечернее представлял руководитель городского тарифного комитета Андрей Тиунов. 

С одной стороны, городские муниципальные предприятия находятся в трудном положении, с другой, – ни один из частных перевозчиков, даже разорвав договор, с улиц города не ушел. Значит, пассажирские перевозки в Орле сегодня вполне рентабельны? 

Все это так. Но себестоимость перевозок у муниципалов реально выше, чем у частников. Хотя бы потому, что они платят «белые» зарплаты с полным соцпакетом, выполняют все требования и нормы по хранению, содержанию и безопасной эксплуатации своего подвижного состава. А это большие затраты. Одних только налогов в прошлом году ПАТП-1 заплатило 22 млн рублей. Частные перевозчики такого рода затраты, как известно, «минимизируют». Да и рынок пассажирского общественного транспорта в Орле фактически находится в их руках. 

ТТП и ПАТП-1 вместе обслуживают не более 20% пассажиров. Но при этом они, особенно ТТП, несут основную — до 85% – нагрузку по обслуживанию льготных категорий населения, пользующего общественным транспортом. Другими словами, зависят от бюджетных компенсаций за перевозки.

 

Проездные

Назрела и необходимость повышения стоимости месячных проездных билетов — общегражданских и льготных. Орловцы ежемесячно покупают более 16,5 тыс проездных — общегражданских и льготных (школьных, студенческих, пенсионных). Понятно, что месячные билеты нужны только тем, кто ездит регулярно. Причем совершает больше поездок, чем усредненный пассажир. И при этом хочет сэкономить. Но именно владельцы проездных, как выяснилось, – основной источник гарантированного возмещения затрат на перевозки для ТТП. Администрация предложила поднять цену на общегражданские проездные на 100 рублей — до 600 на один вид транспорта и до 700 – на трамвай и троллейбус. Необходимо отметить, что повышение рассчитано так, что покупатели проездных все равно будут платить на 25% меньше, чем если бы расчитывались наличными за каждую поездку. 

Теперь о льготных проездных. Повышение цен на билеты для школьников и студентов можно считать символическим — до 300 рублей на один вид транспорта и до 400 – на два.

Пенсионеры, пользующиеся месячным проездным билетом, совершают в среднем 45 поездок в месяц, каждая из которых обходится им в 2 рубля 22 копейки. Потому что платят они за проездной 100 рублей. Сравнивать доходы пенсионеров, студентов и родителей, обязанных тратиться на содержание несовершеннолетних детей, может быть и не корректно, но тем не менее...

Предлагается проездные для пенсионеров уровнять с детскими, при этом одна поездка обойдется в 5 рублей. По сравнению с разовой платой сегодня для большинства орловцев в 12 рублей и завтра, возможно, в 14 – по-божески. А дополнительный гарантированный прибыток в казну муниципальных транспортников может составить до 6 миллионов рублей ежемесячно.

 

Льготы и экономика 

Кстати, по федеральному законодательству муниципальные власти эти льготы представлять не обязаны, но могут, если позволяют возможности. В абсолютном большинстве российских городов вообще нет льготных проездных для обычных пенсионеров. Да и у нас решение горсовета о льготировании поездок действует лишь до 1 января 2014 года. Времени на то, чтобы определиться по этому вопросу, остается не так много.

А вот стоимость разовой поездки — отдельный вопрос. И на рентабельность работы напрямую влияет не она, а коэффициент наполняемости транспортного средства. Так вот, на электротранспорте коэффициент наполняемости сегодня 25-27%, а для обеспечения рентабельности должен быть 40%. В начале года стоимость проезда уже повышали. Ожидалось, что зарплата водителей в ТТП вырастет с 10 до 13-14 тысяч рублей. Но этого не произошло из-за того, что выручка снизилась. 

Звучит парадоксально, но механическое повышение предельного тарифа может усугубить нерентабельность электротранспорта. Тому есть простое объяснение: при повышении цены за поездку улицы заполонят десятки дополнительных маршруток, в том числе трехзначных пригородных и откровенных нелегалов. Пассажиры при равной цене поездки предпочтут маршрутки — более скоростные мобильные, останавливающиеся по требованию. Наполняемость электротранспорта резко упадет даже по сравнению с сегодняшней; на его долю останутся только льготники с их проездными за половину реальной цены. 

 

Стратегия перевозок

Доход рынка пассажирских перевозок в Орле — 1,5 млрд рублей за год. Впечатляющая цифра. Поэтому давно назрела необходимость выработки концепции единой транспортной системы. Нельзя навести порядок в пассажирских перевозках, не определившись с количеством транспорта на каждом из существующих маршрутов, с организацией новых окраинных маршрутов. 

И, наконец, концепция единой транспортной системы нужна для четкого определения места и будущего муниципального транспорта. Что делать дальше: увеличивать бюджетные субсидии (только в ТТП ежегодно уходит 80 млн руб.), акционировать предприятия или банкротить их и в дальнейшем уповать исключительно на частный извоз? Эти вопросы требуют стратегического решения. Так как понятно, что повышение тарифов даст лишь кратковременный эффект.

P.S. К обсуждению тарифов на транспорте вернутся на внеочередной сессии горсовета Орла. Решение будет непростым. Но затягивание этого вопроса лишь усугубит положение.

 

Александр Семёнов

«Орловская городская газета», № 43 (175), 8 ноября 2013 года

работа в России
Интерактивный портал управления труда и занятости
единый реестр субъектов МСП
персональные данные дети
Орловский городской совет народных депутатов
муниципальная избирательная комиссия
портал Орловской области
правительство РФ
президент РФ
официальный интернет портал правовой информации
портал персональных данных
правовой портал НПА
Мойбизнес.рф
Экономика без вируса
Инвестиционный портал Орловской области
Цифровое эфирное телевидение
Год памяти и славы 2020
Опрос населения
Опрос. Национальные проекты
Банк данных исполнительных производств
ТОСЭР Мценск