Подняться над суетой

11.09.2015 11:42 Просмотров: 442

12 сентября художественный руководитель театра «Русский стиль» Валерий Иванович Симоненко отмечает свой юбилей. Сцене отдано 45 лет, более 20 из них – орловскому муниципальному театру «Русский стиль», который он создал в 1994 году и которым бессменно руководит. Заслуженный артист РФ, за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства удостоенный медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

 

– Как так случилось, Валерий Иванович, что единственный сын военного и – не офицер, как отец, а артист?

 

– Скажу больше, ко времени моего окончания школы мой отец служил в Серпуховском военном училище, путь в который был для меня, как говорится, выстлан красной дорожкой. Но родители с уважением отнеслись к моему выбору и не препятствовали ему.

Я, действительно, рос в закрытом военном городке, где было немного развлечений. Больше других меня привлекали библиотека и кино в офицерском клубе. И в классе нас было только четверо, поэтому каждого спрашивали по несколько раз за урок.

Много успел прочитать, услышать, перечувствовать. А повлияли на мой выбор мемуары русского актера Павла Орленева и роль Георга Отса в фильме «Мистер Икс». Эти два образа как-то слились для меня в один и были привлекательнее мушкетеров. Я по-настоящему заболел театром, где впоследствии получил ответы на многие свои юношеские вопросы.

 

– Как складывалась ваша карьера до «Русского стиля»?

 

– После армии окончил Свердловское театральное училище, несколько лет проработал в областных театрах России и Казахстана. К 33 годам удовлетворил практически все свои актерские амбиции, переиграв лучшие роли в русской, советской и зарубежной классике – от Алексея Турбина до принца Калафа.

Так случилось, что почти сразу после училища, кроме ролей, мне стали предлагать и обязанности ассистента режиссера. Со временем работа над спектаклем стала интереснее игры в нем.

В середине 1979 года по семейным обстоятельствам мы переехали в Орел, на малую родину моей жены и коллеги Татьяны Дмитриевны и начали работать в драмтеатре им. И. С. Тургенева.

Работал актером, а в дальнейшем режиссером-постановщиком. Зрительский успех имели «Эмигранты» Мрожека, «Люди и мыши» Стейнбека с Сергеем Фетисовым в главной роли. Параллельно учился на режиссерском отделении ГИТИСа. Окончил с отличием и был приглашен режиссером в недавно созданный театр «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева. Предполагал, что на два года, но проработал в его команде долгих семь лет.

Это был бесценный опыт, а со спектаклем «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло мы за два года объездили едва ли не всю Европу, гастролировали в Канаде, США, Англии, странах Латинской Америки.

А в начале 90-х стало не до новаторского театра, команда Васильева распалась и я вернулся в Орёл. Набрал в институте культуры режиссерский курс, выпускники которого и составили в 1994 году ядро муниципального театра. Про муки хождений и согласований говорить не буду, главное – есть театр.

 

– Помнится, в одном из первых интервью вы сетовали, что ваши новаторские видения классики не встречают должного отклика в орловском зрителе. Удалось ли найти точки соприкосновения?

 

– Знаете, это оказалось самым трудным – понимать и принимать авторский театр, театр, в котором ставят классику как современную пьесу и наоборот. Что-то нам удалось, но период поиска «своего зрителя» – процесс непрерывный, он длится и сегодня.

В этом многолетнем «танго со зрителем», то приближая его, то отдаляя, мы не раз меняли тактику в выборе жанров и стилистики, стараясь быть понятыми.

В разные сезоны мы ставили современную драму и средневековые фарсы, греческие хроники и комедию, но никогда при этом не изменяли основной стратегической идее.

При любом репертуаре «Русский стиль» – это театр глубоких философских размышлений о мире и месте человека в нем, нового прочтения традиционных текстов, исповедальной актерской игры, яркой, зрелищной формы, новых эстетических приемов. В разработке сюжетов и характеров театр осваивает синтез смежных искусств – танца, музыки, кино, эстрады.

 

– Определились ли вы за эти годы с ролью театра в духовной жизни человека? Какова его миссия – учить, воспитывать, просвещать?

 

– Студентом я думал, что Белинский с его определением «театр – это трибуна» прав навсегда. Так думала и русская, и советская критика. Сегодня одни считают театр зеркалом эпохи, другие храмом, третьи – провокатором, призывающим на баррикады. Наверное, истина где-то посередине. На мой взгляд, театр – это нерв эпохи, нерв конкретного поколения.

Эмоциональной силой сценического слова и действа он тревожит душу и совесть, заставляет думать не только о себе и хлебе насущном, поднимает человека над суетой. Каждый честный режиссер должен решить для себя – светлую или темную энергию и силу он хочет пробудить в зрителе. Я свой выбор сделал 20 лет назад.

 

– Что в этом плане абсолютно неприемлемо для вас?

 

– В «Русском стиле» никогда не будут препарировать порок, выдавая негодяя за героя, не будут стравливать народы, не прозвучат русофобские лозунги. Но мы не поставим и спектакль с бесспорно правильным героем, который ни в чем не сомневается и никогда не ошибается, – такой мне неинтересен. Гораздо ближе персонажи типа Егора Булычева, в котором много темного, но побеждает все-таки свет.

Эта внутренняя борьба характерна для многих героев наших писателей-земляков – Андреева, Бунина, Лескова, потому я ставлю и продолжаю ставить их тексты на сцене нашего театра.

Вот готовимся в год юбилея Тургенева поставить и «Дворянское гнездо», потому что в нем очень близкая нашему времени тема и Лаврецкий – ее носитель. Из этого же ряда и Иван Грозный, спектакль о котором мы планируем подготовить к юбилею Орла. И не только потому, что он – основатель города. Мы хотим показать, как безграничная и бесконтрольная власть превращает светлого талантливого юношу, писавшего стихи и музыку, в убийцу и кровавого тирана.

Надеюсь, что мы решим финансовые проблемы и поставим этот спектакль. Уже и актера на главную роль утвердили. И это может стать открытием нового сезона.

 

– По случаю юбилея позвольте несколько блиц-вопросов. Если книга?

 

– Это «Апофеоз беспочвенности» философа Льва Шестова.

 

– Если театр?

 

– БДТ времен Георгия Товстоногова.

 

– Если актер?

 

– Это Михаил Ульянов во всех его фильмах от «Добровольцев» и «Председателя» до «Ворошиловского стрелка».

 

– Если еда?

 

– Все, что приготовит жена. В этом смысле я не привередлив.

 

– Если место для отдыха?

 

– Пожалуй, хотелось бы еще раз побывать в Мексике: во время давних гастролей не все успел посмотреть. Но жить и работать хочу только в Орле.

 

Записала Валентина Новошинская, "Орловская городская газета", №35 (268) от 11 сентября 2015 года

Решаем вместе ГУ
Решаем вместе ГУ
Опрос. Национальные проекты
Опрос. Национальные проекты
Цифровое образование/профессии
Цифровое образование/профессии
Инвесторы
Инвесторы
ОАТОС
ОАТОС
Опрос. Предприниматель
Опрос. Предприниматель
работа в России
работа в России
опрос населения
опрос населения
другое дело
другое дело
Интерактивный портал управления труда и занятости
Интерактивный портал управления труда и занятости
единый реестр субъектов  МСП
единый реестр субъектов МСП
персональные данные дети
персональные данные дети
Орловский городской совет народных депутатов
Орловский городской совет народных депутатов
муниципальная избирательная комиссия
муниципальная избирательная комиссия
портал Орловской области
портал Орловской области
правительство РФ
правительство РФ
президент РФ
президент РФ
официальный интернет портал правовой информации
официальный интернет портал правовой информации
портал персональных  данных
портал персональных данных
правовой портал НПА
правовой портал НПА
Обращаем внимание
Обращаем внимание
ТОСЭР Мценск
ТОСЭР Мценск
Мойбизнес.рф
Мойбизнес.рф
Экономика без вируса
Экономика без вируса
Инвестиционный портал Орловской области
Инвестиционный портал Орловской области
Банк данных исполнительных производств
Банк данных исполнительных производств
Электронная регистратура
Электронная регистратура
Цифровое эфирное телевидение
Цифровое эфирное телевидение
мы вместе
мы вместе