Приходите завтра

02.09.2014 07:57 Просмотров: 200

Привычка отмахнуться от претензий жильцов может обернуться управляющим компаниям втридорога.

 

Жильцы, не мешайте!

Недавно знакомая рассказала: обратилась в управляющую компанию (УК) в связи с тем, что на потолке кладовой, куда с весны никто не заглядывал, заметила явные следы протекания воды. Поскольку квартира на последнем этаже, подозрение только одно – вода дождевая. В заявке была просьба оперативно обследовать и в случае надобности отремонтировать кровлю. Время шло, а от управляющей – никакой реакции. Позвонила туда сама. Пообещали прислать человека. Но никто так и не пришел. Через месяц моя знакомая вновь напомнила о себе, уже придя на личный прием к руководству компании. И тут услышала: «В данный момент крыша течет?». На улице как раз стояла 35­-градусная августовская сушь, и посетительнице пришлось признаться: «Прямо сейчас – нет». «Ну, вот, когда потечет, тогда и приходите!», – последовал совет от УК.

 

«Но если зальет, будет уже поздно», – попыталась она возразить. Но бесполезно: представитель управляющей потерял к этой теме всякий интерес.

– Что же теперь делать? – растерялась моя знакомая. – Ведь, когда пойдут дожди, они скажут: чтобы выполнить работу, надо ждать хорошей погоды. Про такие случаи я уже слышала.

 

Наемные работники

И про подобный опыт общения управляющих компаний с жильцами могут рассказать многие. Беда в том, что зачастую управленцы воображают себя хозяевами вверенного им жилфонда, а не наемными работниками у собственников жилья. Отчасти им в этом потворствовало и законодательство. Но расстановка сил постепенно меняется. Привлечь нерадивых управленцев к ответственности становится все проще. Рассмотрим только один вариант, про который напомнили публикации в середине августа по разъяснениям Верховного суда, сделанным в обзоре судебной практики.

 

Высшая судебная инстанция четко пояснила, что УК и ТСЖ – типичные поставщики услуг и подпадают под Закон «О защите прав потребителей». А это означает, что если они выполняют свои обязательства с нарушениями, то жильцы вправе требовать компенсации не только материального, но и морального вреда. А когда управляющая компания нехорошо обойдется с человеком, поясняют правоведы, то должна будет заплатить жильцу и штраф.

 

Надо сказать, суждения о том, что УК подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей», высказывались и раньше. Тем же Верховным судом еще в 2012 году. Однако на практике возникали проблемы, пока высокая инстанция не сняла все сомнения.

 

Надбавка за вредность

Вот как эксперты на примерах поясняют позицию Верховного суда. По закону, когда потребителя обидели, суд, взыскав компенсацию, должен прибавить к ней штраф с обидчика – в 50­-процентном размере от суммы компенсации. Допустим, управдом наломал дров на сотню, еще 50 рублей положит сверху. И эти деньги тоже отдадут потребителю.

 

Наказать рублем можно даже за то, что с клиентом отказались говорить: человек обращался к управдомам с обоснованными претензиями, а от него отмахнулись. Суд сложит вместе сумму ущерба, компенсацию вреда, судебные расходы потребителя, разделит их надвое – вот и готов штраф.

 

Причем как компенсация, так и штраф за недобросовестную работу будут взыскивать в пользу собственников, а не казны, как раньше.

 

В постановлении пленума Верховного суда, посвященном защите прав потребителей, помимо прочего даны два принципиальных разъяснения. Первое: этот штраф должен идти в пользу клиента. Второе: суды должны его взыскивать независимо от того, заявляли истцы такое требование или нет. Согласно закону, взыскание штрафа является не правом, а обязанностью суда.

 

Кроме того, потребительский спрос с управдома означает, что, как говорится в специальном постановлении пленума Верховного суда, «бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере)». Проще говоря, не мы будем доказывать, что управдом виноват, а он сам должен оправдаться, если есть чем.

 

Не менее важный момент. Уплата организациями всех видов санкций, включая штрафы и пени за ненадлежащее исполнение гражданско­правовых обязанностей, осуществляется этими организациями за счет их прибыли. Иными словами, повышать квартплату после того, как пришлось заплатить штраф, управдом не должен. Поэтому ему придется или лучше делать свою работу, или терять свои деньги.

 

Это еще цветочки

В перспективе для руководителей УК планируется ввести более строгую ответственность. В Совете Федерации РФ прозвучала инициатива привлекать за некоторые неправомерные деяния к уголовной ответственности. В частности, за подделку протоколов собрания собственников. Предполагается, что за это управдому будет грозить тюремное заключение сроком на один год или штраф 100 тысяч рублей.

 

А уже с 1 сентября управляющие компании должны начать получать лицензии. Процесс лицензирования закончится 1 мая 2015 года. Потом без лицензии работать уже нельзя. Но ее могут и отобрать, отстранив УК на три года фактически за любую жалобу.

 

Кроме того, до 1 января 2016 года все руководители управляющих компаний должны будут сдать экзамен. Предложено создать единые открытые реестры всех лицензированных управляющих компаний и дисквалифицированных руководителей таких компаний, а также открыть единый портал о проблемах ЖКХ, с помощью которого можно будет вести общественный контроль в этой сфере.

 

По новым правилам, если жилинспекцией зафиксировано два нарушения, по которым есть решение суда о привлечении к административной ответственности руководителя управляющей компании или самой компании, такая организация покидает дом. Примерно в таком порядке: нарушил, появилась жалоба жильца, выдано предписание, которое в срок не исполнено, суд направляет одно, второе взыскание. Если на них реакции нет – уходи из дома.

 

Но может быть и так, что жильцы захотят оставить проштрафившуюся компанию в своем доме. В законе специально заложена норма о праве вето. Это значит, что УК вправе собрать собственников и попросить их о пощаде, убедить, что нарушений больше не будет. Кстати, по новым правилам жильцы могут отказать любой управляющей компании, если она их по каким­то причинам не устраивает, еще на этапе лицензирования.

 

P.S. Что касается моей знакомой, нововведения в законодательстве вдохновили ее побороться с УК. Будем следить за ситуацией.

 

"Орловская городская газета" от 29 августа 2014 года

работа в России
Интерактивный портал управления труда и занятости
единый реестр субъектов МСП
персональные данные дети
Орловский городской совет народных депутатов
муниципальная избирательная комиссия
портал Орловской области
правительство РФ
президент РФ
официальный интернет портал правовой информации
портал персональных данных
правовой портал НПА
Электронная регистратура
Экономика без вируса
Мойбизнес.рф
мы вместе
Опрос. Национальные проекты
Инвестиционный портал Орловской области
Цифровое эфирное телевидение
ТОСЭР Мценск
опрос населения
Банк данных исполнительных производств