1. Официальный сайт администрации города Орла
  2. О городе
  3. Новости
  4. Об организации инклюзивного образования в школах Орла

Об организации инклюзивного образования в школах Орла

29.12.2016 07:52 Просмотров: 1172

В администрации города Орла подвели итоги работы по созданию необходимых условий для получения качественного образования детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их социальной адаптации, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

 

В своем докладе на еженедельном рабочем совещании в администрации города Орла начальник управления образования Александр Шатохин отметил, что в областном центре особые образовательные потребности имеют 22 % детей- дошкольников от общего количества воспитанников муниципальных детских садов (17419 детей), в том числе 3712 детей с ограничениями в здоровье и 146 детей-инвалидов. И организация инклюзивного образования, по мнению Александра Шатохина, обеспечивает равный доступ к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей.

 

Эта работа регулируется большим количеством вновь принятых нормативных документов. В них изложены особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе – введение обучения по адаптированным программам, создание специальных условий образования для лиц с ограничениями в здоровье.

 

Как подчеркнул Александр Шатохин, еще задолго до официального введения инклюзивного образования, в орловских дошкольных учреждениях уже проводилась работа с детьми, имеющими ограничения в здоровье. Так, в городе сложился положительный опыт работы по осуществлению квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • ДОУ №№ 27, 73 - для детей с нарушением зрения (177 детей);
  • ДОУ №№ 6, 26, 58 –для детей с нарушением речи (180 детей);
  • ДОУ № 34 - для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата (48 детей);
  • ДОУ № 11 - для детей с функциональными нарушениями нервной системы (67 детей);
  • ДОУ № 13 - для детей с нарушением интеллекта (24 ребенка – инвалида);
  • ДОУ № 16 –для детей с туберкулезной интоксикацией и часто болеющих детей (194 ребенка).

Кроме этого, в 61 детском саду наряду с группами общеразвивающей направленности функционируют группы компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности, в которых педагоги осуществляют коррекционную образовательную деятельность. Всего таких групп организовано 135, в них 2298 детей, в том числе:

  • 123 группы для детей с нарушением речи – 2145 детей;
  • 4 группы для детей с задержкой психического развития - 44 ребенка;
  • 6 групп для детей с нарушением зрения – 96 детей;

В детских садах № 17 и 84 города Орла работают 3 группы комбинированной направленности, где осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

В 26 детских садах города функционируют 28 логопунктов, в которых 748 детей дошкольного возраста получают квалифицированную коррекцию речевого развития. В текущем 2016 – 2017 учебном году были дополнительно открыты 3 логопедические группы в ДОУ № 65, 92, 93 и 3 логопункта в дошкольных учреждениях № 15, 32, 92.

 

Наряду с коррекционно–развивающей работой в детских садах города проводится лечебно-оздоровительная работа, которая предполагает своевременную диагностику и сочетание психолого-медико-педагогической коррекции с профилактическими мерами. Врачи-специалисты проводят углубленный осмотр детей с ОВЗ и назначают индивидуальные курсы лечения: медикаментозный, витаминотерапию, физиотерапию и другие.

 

- Конечно, введение инклюзивного образования, - подчеркнул Александр Шатохин, - потребовало от нас систематизации этой работы, создания новых условий для ее организации, обновления подходов к этому виду деятельности, в том числе- открытие групп других направленностей, разработку и использование адаптированных образовательных программ, включения в эту работу специалистов муниципального образовательный центра психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи. Учитывая возникшую потребность, мы открыли 2 группы (13 человек) для детей – аутистов во вновь открытом детском саду №92. Комплектование коррекционно-развивающих групп в детских садах осуществляется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с учётом психофизического нарушения, имеющегося у ребёнка, с согласия родителей.

 

По мнению начальника управления образования, городской центр сегодня занимает лидирующие позиции по организации инклюзивного образования не только в нашем регионе, но и центральном федеральном округе. В нем создана целая система работы с родителями, образовательными учреждениями и педагогами по психолого- педагогической диагностике детей, разработке дополнительных образовательных программ различной направленности, оказанию коррекционной помощи через проведение психологических, логопедических занятий.

 

На базе центра образована и работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, специалистами которой

проводится обследование ребенка для подтверждения статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», определения необходимой адаптированной образовательной программы и условий дальнейшего обучения. Ежегодно психолого-медико-педагогическое обследование проходят от 2000 до 2500 детей дошкольного возраста.

 

Для осуществления образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями дошкольные образовательные учреждения разрабатывают адаптированную основную образовательную программу на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Для детей-инвалидов составляется индивидуально-ориентированная комплексная программа коррекции и реабилитации.

 

Доступное образование для детей с ОВЗ обеспечивают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. На сегодняшний день в коррекционной работе задействованы следующие специалисты:

  • 169 учителей – логопедов (специалисты по коррекции исправлению речи),
  • 16 учителей – дефектологов (специалисты по работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии);
  • 9 тифлопедагогов (специалисты по коррекции зрения)
  • 96 педагогов – психологов;
  • 91 инструктор по физической культуре;
  • 138 музыкальных руководителей;
  • 93 педагога дополнительного образования;
  • 356 воспитателей.

Образовательный ценз педагогических работников высокий, у 80 % педагогов высшее профессиональное образование, 75 % педагогических работников аттестованы на высшую и первую квалификационные категории.

 

На основании Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Орловской области, утверждена «Дорожная карта», которая реализуется в 2016 – 2017 учебном году. Она предусматривает организацию и проведение мероприятий по подготовке кадров к работе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ, в которых принимают активное участие педагоги и специалисты дошкольных образовательных учреждений города Орла.

 

С сентября 2016 года в целях обеспечения условий успешного обучения, адаптации и социализации в 3-х учреждениях введены ставки тьюторов для индивидуального сопровождения ребенка-инвалида в процессе обучения.

 

В настоящее время осуществляется работа по развитию ранней помощи детям группы риска, детям-инвалидам, детям с генетическими нарушениями и сопровождения их семей. Распоряжением правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

 

Дошкольные образовательные учреждения города Орла № 6, 35, 58, 73, 77 являются базовыми по вопросу «Реализация Концепции развития ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья на 2016 – 2019 годы» в рамках региональной инновационной площадки.

 

Содержание образовательного процесса в дошкольных учреждениях предусматривает широкий спектр дополнительных образовательных услуг, так как занятия в кружках, студиях и секциях способствуют успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме.

 

Доступное и качественное дошкольное образование обеспечивает успешную социализацию, полноценное участие в жизни общества, равные с обычными детьми стартовые возможности для дальнейшего обучения.

 

Однако получение образования детьми с ограничениями в здоровье и детьми-инвалидами, - подчеркнул Александ Шатохин, - было бы невозможно без обеспечения доступности образовательных учреждений. Согласно проектам пандусы, лифты и электроподъемники для маломобильных групп населения имели лишь дошкольные учреждения, сданные в эксплуатацию с 2012 по 2016 гг., в частности детские сады №№ 91, 92, 93, 94 и 95.

 

Для повышения доступности учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья проведена оценка соответствия уровня обеспечения доступности услуг для инвалидов, составлен «Паспорт доступности» каждого учреждения образования, разработано и утверждено итоговое заключение о состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры, разработаны адресные планы адаптации и обеспечения доступности услуг дошкольных учреждений для инвалидов.

 

8 дошкольных учреждений (ДОУ № 3,13,17,25,34,35,73,84) участвуют в государственной программе «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы. В них организованы и проведены ремонтные работы по созданию архитектурной доступности учреждений образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: установлены пандусы, оборудованы санузлы, отремонтированы учебные и игровые помещения, расширены дверные проемы, устранены пороги на путях следования в оборудованных для маломобильных групп помещениях, отремонтированы полы в рекреациях, спортивных и актовых залах, установлены кнопки вызова, закуплено специализированное оборудование.

 

В целом, на выполнение ремонта и оснащение дошкольных учреждений из бюджета трех уровней выделено более 14 млн руб.

 

В 2017 году государственной программой «Доступная среда на 2011- 2020» также предусмотрено софинансирование мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования детей в муниципальных дошкольных учреждениях города Орла.

Решаем вместе ГУ
Решаем вместе ГУ
Опрос. Национальные проекты
Опрос. Национальные проекты
Цифровое образование/профессии
Цифровое образование/профессии
Инвесторы
Инвесторы
ОАТОС
ОАТОС
Опрос. Предприниматель
Опрос. Предприниматель
работа в России
работа в России
опрос населения
опрос населения
другое дело
другое дело
Интерактивный портал управления труда и занятости
Интерактивный портал управления труда и занятости
единый реестр субъектов  МСП
единый реестр субъектов МСП
персональные данные дети
персональные данные дети
Орловский городской совет народных депутатов
Орловский городской совет народных депутатов
муниципальная избирательная комиссия
муниципальная избирательная комиссия
портал Орловской области
портал Орловской области
правительство РФ
правительство РФ
президент РФ
президент РФ
официальный интернет портал правовой информации
официальный интернет портал правовой информации
портал персональных  данных
портал персональных данных
правовой портал НПА
правовой портал НПА
Инвестиционный портал Орловской области
Инвестиционный портал Орловской области
Мойбизнес.рф
Мойбизнес.рф
Экономика без вируса
Экономика без вируса
Цифровое эфирное телевидение
Цифровое эфирное телевидение
Банк данных исполнительных производств
Банк данных исполнительных производств
Электронная регистратура
Электронная регистратура
ТОСЭР Мценск
ТОСЭР Мценск
Обращаем внимание
Обращаем внимание
мы вместе
мы вместе