Для удобства и безопасности
Проблемам оптимизации транспортного обслуживания жителей областного центра посвятила свое апрельское заседание рабочая группа профильного комитета городской администрации, созданная в середине февраля этого года. Как пояснил член группы, председатель комитета транспорта и связи Виталий Гришаков, выбор темы продиктован актуальностью вопросов безопасности городского пассажирского транспорта (ГПТ) и оценки качества его обслуживания.
Перед летними торгами
Изменить ситуацию планируется в ходе летнего городского конкурса перевозчиков. Готовясь к его проведению, городская администрация ждет результатов крупномасштабного мониторинга пассажиропотока, который по муниципальному контракту завершает в эти дни исследовательская группа транспортного института Госуниверситета-УНПК.
– Но уже по предварительным итогам видно, что плотность пассажиропотока значительно снизилась, – говорит Виталий Александрович. – Одна из причин – обилие частного транспорта, на который ежегодно пересаживается все большее число горожан. Во-вторых, с закрытием крупных предприятий изменилось и направление пассажиропотоков. Теперь это рынки, вузы, лечебные учреждения, торгово-развлекательные центры. Следовательно, есть необходимость проконтролировать как состояние покрытия на этих маршрутах, так и их обеспеченность дорожными знаками, освещением, необходимыми разметками.
Когда же будет готов окончательный результат мониторинга, специалисты составят более доступную и удобную для горожан транспортную сеть, соединяющую новые и отдаленные районы с центром. Обслуживать ее будут перевозчики, которые выиграют конкурс, запланированный на лето.
Пути оптимизации
Предлагаемые членами рабочей группы варианты оптимизации ГПТ преследуют прежде всего, перераспределение машин и маршрутов, которое должно обеспечить и рентабельность, и безопасность услуги. Но обеспечивать и контролировать ее в условиях разобщенности крайне проблематично. По общему мнению членов рабочей группы, городу нужен единый центр для всего парка пассажирских автобусов. С мощной материально-технической и ремонтной базой, мойкой, медицинским пунктом, бытовой зоной. Первоначально планировалось, что сделать это целесообразнее всего на территории ПАТП-1, но рабочая группа ищет и альтернативные варианты.
Еще одно слагаемое качественного оказания услуги – состояние остановочных павильонов. Территория многих в прошлые годы была отдана в аренду частным лицам, которые заняли муниципальную землю под ларьки и магазины. Это ухудшило условия парковки пассажирского транспорта, снизило степень безопасности посадки-высадки пассажиров. Члены рабочей группы рассмотрели и варианты возвращения городу этих земель – вплоть до судебного вмешательства.
Сокращение неизбежно
– В любом случае без сокращения единиц транспорта нам не обойтись, – констатирует председатель комитета. – Правда, скрытое сокращение уже переживают практически все транспортные предприятия, в том числе и муниципальные. Из-за дефицита кадров ежедневно на маршруты не выходит до 20% подвижного пассажирского состава. В основном по этой причине после 21 часа на маршрутах остаются лишь считанные машины. Причина кадрового дефицита – низкие зарплаты, и это увеличивает отток водителей в Москву или вообще провоцирует их уход из профессии.
Но к тем, кто остается, требования возрастут. Как к внешнему виду и уровню комфортабельности салона машин, так и к соблюдению графика передвижения. Теперь его оперативно контролирует не только система ГЛОНАСС, подключенная к единой диспетчерской сети, но и сами горожане, для которых в августе прошлого года был открыт интернет-сервис «Транспорт-онлайн». В режиме реального времени можно отслеживать движение автобусов на конкретном маршруте и время его прибытия на нужную остановку.
Тема оптимизации ГПТ будет в ближайшие месяцы подниматься еще не раз — вопросов накопилось гораздо больше, чем ответов, но уже сегодня очевидно главное: поэтапно и целенаправленно городская администрация будет способствовать повышению безопасности и комфортности передвижения жителей по дорогам Орла. Но это дело будущего.
А вот хорошая новость «здесь и сейчас»: в Орле, как и в прошлом году, организовано 10 дачных маршрутов. Весь сезон, вплоть до 25 октября, обслуживать их будет ПАТП-1. Виталий Гришаков заверил, что тариф на проезд в дачных автобусах не изменится, все льготы для пассажиров сохранены.
Анна Радова, "Орловская городская газета", №14 (247) от 17 апреля 2015 года