1. Официальный сайт администрации города Орла
  2. О городе
  3. Новости
  4. История одного лётчика: про Анатолия Костарева в День военно-воздушных сил РФ

История одного лётчика: про Анатолия Костарева в День военно-воздушных сил РФ

12.08.2021 19:17 Просмотров: 1470

Сегодня – День военно-воздушных сил России. Сколько славных биографий лётчиков и космонавтов известно нашему Отечеству! Мы решили поделиться историей судьбы ещё одного человека.

Председатель Орловского городского совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Анатолий Афанасьевич Костарев посвятил авиации 34 года, «от копейки до копейки», как, шутя, говорит сам полковник, лётчик-снайпер высшей категории квалификации. Каким же был его жизненный и боевой путь?

Ребёнок войны

У каждого славного профессионального пути своё начало. Часто человек выбирает дорогу династии: примером служат родители, бабушки, дедушки... У Анатолия Афанасьевича всё немного иначе.

Он родился в самое пекло Великий Отечественной войны, в 1942 году, в селе Новомихайловка Корсаковского района. Когда Толе был год и 11 месяцев, он потерял отца. Афанасий Костарев был тяжело ранен в этой же Новомихайловке, вернулся домой, где и умер. В памяти маленького сына остался его облик:

« Как-то был в гостях у своей тёти Шуры в деревне. Смотрю фотографии её в альбоме. Нахожу фотокарточку. Спрашиваю: «Шур, а это мой отец?». «Да», - говорит она удивлённо. А его хоронили по весне. Я ромашки и цветы укладывал в гроб около лица. И запомнил его лицо. Наверное, я должен был запомнить стрельбу, войну. Но стрельбу напрочь не помню, а лицо его запомнил», - рассказывает Анатолий Афанасьевич.

Дедушка по линии отца тоже ушёл на фронт, был танкистом. Долгое время считался без вести пропавшим. Но через года внук выяснил, что дед героически погиб под Псковом. И был не просто рядовым, а сержантом. В тех боях, по военным сводкам, за неделю погибло 1 250 советских солдат. Немцев погибло вдвое больше...

«Здорово, дорогой сынок Афоня. Шлю привет твоей супруге Луше и сыночку вашему Толику... Желаю всего лучшего в вашей жизни… Сообщаю тебе, что скоро поедем громить немцев... Но я этого не страшусь, лишь бы скорее их разгромить...» - эти строки дедушка адресовал отцу Анатолия Костарева. Доставила полевая почта из-под Тулы. Дата — 20 декабря 1942 года. Письмо Анатолий хранит при себе до сих пор, частенько перечитывая.

«Мама была колхозницей. После смерти папы и дедушки она перешла жить к своему отцу. Собрались в одном доме и двоюродные сёстры, и братья. Всего нас было 12 человек. Главным кормильцем был дедушка... Две моих родные сестры, постарше были, тоже умерли во время войны. До 4-х лёт я ходил в платье. Но это было не зазорно. Надеть-то попросту нечего... Трудно было. Голод. 46-й год. Ничего не было, а только желание — поесть и поспать. Давали пожевать жмых — кусок, как шифер. Если выходил с ним на улицу — ребята постарше моментально отнимали чуть ли не изо рта... Но мы выжили.
Мы, домашние, росли в железной дисциплине. Уважение к старшим — вот к нам главное требование. Если в деревне своей я вдруг не поздоровался даже с незнакомым человеком, трёпка от матери была обеспечена
», - вспоминает Анатолий Афанасьевич.

Дорога в небо

Как признаётся Анатолий Костарев, стать лётчиком подсказал не кто-то, а жизнь.

«На территории родного Корсаковского района были сбиты наши истребитель и немецкий транспортный самолёт. Трудные послевоенные годы. В школу я тогда не ходил. Вот лазил разбирать самолёт – детали добывал дедушке для хозяйства. И мне нравилось с ними возиться. А ещё у соседей два родственника тоже были лётчиками. Они однажды посадили самолёт на поляну за нашим домом. Мы с ребятами посмотрели. И после этого у меня зародилась мысль на всю жизнь — стать лётчиком», - вспоминает Анатолий Костарев.

И мечте суждено было сбыться. После 10-ти классов школы Анатолий написал рапорт в Сызранское авиационное училище. Из них, из восьми человек, поступил лишь он один: многих списали по состоянию здоровья.

Отбор был жёстким. На место претендовало 16 человек. Да и во время учёбы отсев продолжался: за неуспеваемость, за слабое здоровье, за непригодность в практике. Ведь не каждому дано летать. У лётчиков обязано быть и глубинное (одновременный обзор расстояния до земли и дали при посадке и формирование угла), и боковое зрение. И подобных нюансов, когда необходимо синхронизировать несовместимые на первый взгляд возможности организма, масса!

«Почему-то я, малый из сельской местности, поступил... Нас набрали в полк училища 250 человек. Закончили 93 человека. Из них остались трое: один в Москве, один в Тамбове и я перед вами», - делится Анатолий Костарев.

За свою воздушную карьеру лётчик освоил более 12 типов самолётов и вертолётов, среди которых «Ми-8», «Ми-6», «Ми-24», «Як-182, «Миг-15», «Миг-17», «Миг-25», штурмовик «Су-25», из транспорта — «Ан-26» и другие.

После училища направили на Дальний Восток, потом Чукотка, Приморский край, Хабаровский, Германия...

«Сейчас техническая эволюция произошла. Совершенствование автоматики и электроники, радиооборудования и связи — раньше этого не было. А наши самолёты по надёжности намного лучше американских и европейских и проще в эксплуатации», - говорит эксперт.

Из сейфа герой достаёт добрую часть своей жизни — полётные листы.

«Они вообще-то в штабе должны находиться. Но я сохранил для порядка», - поясняет, бережно переворачивая пожелтевшие странички, Анатолий Афанасьевич.

«Сложный пилотаж, виражи с креном 60 градусов, горизонтальные бочки, перевороты, косые петли...» - отражено в «путёвках в небо»...

Сегодня на груди Анатолия Афанасьевича красуются несколько знаков отличия, среди которых значок гвардейской части, значок за 500-й парашютный прыжок (вообще прыжков было около 560) и значок лётчика-снайпера. Эта категория является высшей степенью освоения техники. Костарев получил знак отличия первым в Закавказье.

«Думал, война закончилась в 45-м...»

Судьба велела Анатолию Костареву сполна испытать свои навыки, забросив в горячие точки. Афганистан, Нагорный Карабах... Проходил испытание герой не один, а вместе с двумя сыновьями.

«Думал, война закончится в 45-м. Да вот нет...

Рапорта на войну не писали. Вызвало начальство: «Надо 10 человек лётного состава в Чечню, Афганистан, Африку и куда угодно. Отбирали подготовленных, так как полёты в горной местности радикально отличаются от наших. Сам туда пожаловал, а меня обратно возвратили с заданием: «Обучить ребят для вылетов в Афганистан».

Скольких научил? Это сложно посчитать. Это всё в несколько этапов: днём в простых условиях, ночью — в простых и сложных, в облаках, на предельной высоте, маневренный и воздушный бой... Всё идёт по графику.

Я из кабины не вылезал, готовил лётчиков в Афганистан на 40-м центре в Баку. От ремня плечо было стёрто в кровь», - рассказывает Анатолий Костарев.

Сыновья Анатолия Афанасьевича тогда уже подросли. Старший — десантник (в лётное не прошёл по зрению), а его брат учился на предпоследнем курсе Орловского политехнического.

«Младшего ухряпал в армию на всякий случай. Жена попросила по связям в Москву или Ленинград устроить. Я пришёл к генералу говорю:

- Сына забираете моего?

Он спрашивает:

- Что, откосить?

Я говорю:

- Ни в коем случае! Его надо забрать в армию! И чем дальше, тем лучше!

Генерал предложил внутренние войска под Хабаровском. А сын в коридоре стоял. Позвали. Спрашиваем: «Куда хочешь?» А он отвечает: «Куда пошлёте или куда папа посоветует, туда и пойду». На том и порешили.

Приезжаю домой. Жена говорит:

- Определил?

Я говорю:

- Точно не знаю: или Москва, или Ленинград.

Она похвалила, обрадовалась, успокоилась... Проходит недели две-три. Получаем письмо...с адресом из-под Хабаровска. Она почти месяц со мной не разговаривала», - вспоминает Анатолий Костарев.

Однажды по приезде со сборов из Москвы Анатолия Афанасьевича встретил командующий с просьбой навести порядок в Степанакерте (ныне Ханканди), что в Нагорном Карабахе, да и опыт, мол, есть. Послали на недельку. Та неделька вылилась в 8 месяцев. Анатолий Костарев был назначен заместителем командующего 4-й армией.

«Тут и старший сын — десантник, был назначен замкомандира спецназ-ротой в Баку. А младшего сына перебросили из Хабаровска в Тулу, а оттуда сначала в Ереван, а потом туда же ко мне. Я их всех и собрал», - рассказывает Анатолий Костарев.

Немало за плечами Костаревых совместных военных операций. Многое отец семейства брал под свою ответственность, лично, без доклада в Москву, принимая решения. Это вызывало шок у вышестоящего руководства, но более чем удачный исход и отсутствие потерь среди бойцов сменяли гнев на милость.

«...Вывезли сначала мирное население: жён, детей, в том числе и своих. Чтобы руки развязать. Потом вывезли боеприпасы. А потом я угнал все самолёты: истребители и бомбардировщики. За это я был вторым в списке на повешение», - признаётся герой.

Ему удалось уцелеть и сохранить жизни местных жителей и подчинённых. Сыновья были всегда рядом, доблестно и честно выполняли свой долг. И так, вместе, они особо остро ощущали за кого и что борются.

«Кто виноват, кто прав — было уже не разобрать. Да и не в этом дело. Наша задача была уберечь людей. Мирные жители в чём виноваты? Прекратить резню, прекратить стычки — вот, что было для нас главное», - говорит Анатолий Костарев.

Когда мы спросили у Анатолия Афанасьевич, какими бы тремя словами он описал слово «война», он ответил — никакими.

«Я бы слово «война» из лексикона всех народов и народностей вычеркнул, а вместо него поставил бы слова «мир» и «дружба». Война — она не должна быть ни у какого народа. Все споры, и в семье, и между странами нужно решать полюбовно. Всегда можно найти среднеприемлемое решение во всех вопросах. Надо уважать друг друга. Или я где-то не прав?..»

В День военно-воздушных сил Анатолий Костарев решил обратиться к своим коллегам-лётчикам:

«Надо любить свою профессию. Если выбрал профессию, надо осваивать, даже если сложно. Стараться! Если хорошо освоишь, с любовью и втянешься, — будет тебе подмога до конца жизни. А начальникам желаю любить и уважать своих подчинённых. Они молодцы, просто им нужно привить желание. Это большое искусство, которое заключается больше не в знаниях теории, а в человеколюбии.

Я поздравляю всех коллег с этим днём! Я горжусь, что был и нахожусь в рядах ВВС нашей страны!»

Опрос. Национальные проекты
Опрос. Национальные проекты
Решаем вместе ГУ
Решаем вместе ГУ
Цифровое образование/профессии
Цифровое образование/профессии
Инвесторы
Инвесторы
ОАТОС
ОАТОС
Опрос. Предприниматель
Опрос. Предприниматель
работа в России
работа в России
опрос населения
опрос населения
другое дело
другое дело
Интерактивный портал управления труда и занятости
Интерактивный портал управления труда и занятости
единый реестр субъектов  МСП
единый реестр субъектов МСП
персональные данные дети
персональные данные дети
Орловский городской совет народных депутатов
Орловский городской совет народных депутатов
муниципальная избирательная комиссия
муниципальная избирательная комиссия
портал Орловской области
портал Орловской области
правительство РФ
правительство РФ
президент РФ
президент РФ
официальный интернет портал правовой информации
официальный интернет портал правовой информации
портал персональных  данных
портал персональных данных
правовой портал НПА
правовой портал НПА
Инвестиционный портал Орловской области
Инвестиционный портал Орловской области
Цифровое эфирное телевидение
Цифровое эфирное телевидение
ТОСЭР Мценск
ТОСЭР Мценск
Обращаем внимание
Обращаем внимание
мы вместе
мы вместе
Мойбизнес.рф
Мойбизнес.рф
Экономика без вируса
Экономика без вируса
Банк данных исполнительных производств
Банк данных исполнительных производств
Электронная регистратура
Электронная регистратура