42984033526 ноября - Памятная дата военной истории России. 
В этот день в 1904 году русский гарнизон крепости Порт-Артур, державшийся уже 10 месяцев, отразил четвертый - общий штурм. Под Порт-Артуром была перемолота японская армия (110 тысяч погибших). Её командующий впоследствии совершил харакири.

 

Коллективные трудовые споры

Рекомендации работникам и работодателям об урегулировании и разрешении коллективных трудовых споров

 (При разработке рекомендаций использовались следующие законы и нормативные акты: Трудовой кодекс Российской Федерации; Кодекс об административных правонарушениях РФ; Постановление Минтруда РФ № 57 от 14.08.2002 г. «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективных трудовых споров примирительной комиссией»; Постановление Минтруда РФ № 58 от 14.08.2002 г. «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективных трудовых споров с участием посредника»; Постановление Минтруда РФ № 59 от 14.08.2002 г. «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективных трудовых споров в трудовом арбитраже»).

Право на коллективные трудовые споры, признанное Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 37), может быть реализовано с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения и ограничения в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ государственного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законом Орловской области № 738-03 от 09.01.2008 г. «О наделении органов местного самоуправления Орловской области некоторыми государственными полномочиями в сфере трудовых отношений» уведомительная регистрация коллективных трудовых споров и их разрешения возложены на отдел по труду управления экономического развития и торговли администрации города Орла.

I. Общие положения

1.1. Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

1.2. День начала коллективного трудового спора – день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщении работодателем (его представителем) в течение трех рабочих дней.

II. Определение и предмет коллективного трудового спора

2.1. Разногласия становятся спором, если стороны (их представители) не достигли соглашения путем непосредственных переговоров и у работников (их представителей) возникла необходимость обратиться в органы по разрешению коллективных трудовых споров (Отдел по труду управления экономического развития и торговли администрации города Орла – далее отдел по труду).

2.2. Предмет коллективных трудовых споров (круг вопросов, по которым между сторонами возникают разногласия) – это любые аспекты условий труда как на стадии их установления, так и на стадии применения. Эти условия могут устанавливаться в организации коллективным договором, локальными нормативными актами.

2.3. Споры по вопросам применения законов и нормативных правовых актов (за исключением коллективных договоров), даже если они затрагивают интересы всех работников организации не могут рассматриваться в качестве коллективных. Не признаются коллективными трудовыми спорами разногласия по поводу задержки выплаты заработной платы, если ее регулярность и конкретные сроки выплаты предусмотрены коллективным договором.

Такой спор рассматривается в порядке установленном для индивидуальных трудовых споров.

III. Выдвижение требований работников и их представителей

3.1. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители.

Представителями работников являются:

- профессиональные союзы и их объединения, иные профессиональные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов.

- иные представители работников, избираемые работниками, в случае когда работники, не объединенные в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников. Представитель (представительный орган), для защиты интересов всех работников, на локальном уровне, избирается на общем собрании (конференции) тайным голосованием.

3.2. Требования, выдвинутые работниками или представительным органом утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

3.3. Письменная форма изложения требований работников является обязательным условием для процедуры коллективного трудового спора. Эта форма может быть любой, главное зафиксировать факт получения работодателем этих требований в письменной форме, в журнале или регистрационных формах учета входящей корреспонденции либо в форме подписи непосредственно работодателя или его представителя на втором экземпляре требований, остающемся у представителя работников.

3.4. Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении работодатель сообщает представительному органу работников организации, в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения указанных требований.

Если работодатель в течение трех дней не сообщил о принятом решении, моментом начала коллективного трудового спора считается день, следующий за истечением трехдневного срока, предоставленному работодателю для ответа.

Уклонение работодателя или его представителей от получения требований работников рассматривается как административное правонарушение и наказывается в соответствии со ст. 5.28 КоАП РФ.

(ст. 5.28 КоАП РФ: Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.).

IV. Примирительная комиссия

4.1. Примирительная комиссия создается в течение трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

4.2. Решение о создании примирительной комиссии при рассмотрении коллективного трудового спора оформляется двумя актами:

- приказом (распоряжением) работодателя, по которому она создается и в нее выделяются представители работодателя;

- решением выборного профсоюзного органа организации или иного представителя работников, которым в комиссию выделяются представители работников.

4.3. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.

4.4. Примирительная комиссия, в течение пяти рабочих дней, по соглашению сторон принимает решение по коллективному трудовому спору, оформляя протоколом (приложение № 1). Решение имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, которые должны представлять разные стороны.

При необходимости, по соглашению сторон, срок работы примирительной комиссии может быть продлен. Решение о продлении срока полномочий примирительной комиссии оформляется протоколом.

4.5. Если при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания примирительной комиссии и представителей сторон (приложение № 2).

4.6. При недостижении согласия примирительной комиссией стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника.

4.7. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет право уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Представители работодателя, уклоняющиеся от участия в примирительных процедурах, несут дисциплинарную и административную ответственность.

V. Примирительная комиссия с участием посредника.

5.1. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника - это второй этап примирительных процедур разрешения спора самими спорящими сторонами (их представителями), но с помощью третьего лица.

Посредник - нейтральное лицо по отношению к спорящим сторонам. Он призван постепенным снятием их разногласий оказать помощь сторонам достигнуть соглашения по разрешению трудового спора.

5.2. Посредник привлекается к рассмотрению коллективного трудового спора по соглашению сторон при недостижении ими согласия в примирительной комиссии в течение трех рабочих дней.

5.2. Кандидатуру посредника стороны могут выбрать самостоятельно (при взаимном согласии по его кандидатуре) или же обратиться в отдел по труду с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника.

5.3. Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где оно работает, или отделом по труду следует оформить протоколом (приложение № 3).

5.4. Стороны коллективного спора обязаны предоставлять посреднику необходимую документацию и сведения, касающиеся этого спора.

5.5. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения).

5.6. Согласованное решение представителей сторон и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника (приложение № 4). В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

5.7. Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника (приложение № 5), в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража). Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником.

VI. Трудовой арбитраж

6.1. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора , который создается в случае, если:

- в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника;

- стороны коллективного трудового спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений;

- одна из сторон коллективного трудового спора уклоняется от участия в создании примирительной комиссии или ее работе.

6.2. Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и отделом по труду в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются протоколом совместного заседания представителей сторон и отдела по труду (приложение N 6).

Протокол подписывается представителями сторон и отделом по труду. Дата его подписания считается днем создания трудового арбитража.

6.3. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора, получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора, информирует в случае необходимости администрацию города о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

6.4. По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора большинством голосов арбитров. Решение оформляется протоколом, в котором указываются присутствующие на заседании арбитры, представители сторон спора, перечень мер, которые желательно осуществить для разрешения разногласий (приложение № 7).

6.5. Решение передается сторонам коллективного трудового спора и имеет для них обязательную силу в соответствии с заключенным соглашением об их выполнении. Контроль за исполнением решения осуществляют стороны коллективного трудового спора.

Представители сторон вправе в любое время обращаться в отдел по труду для уведомительной регистрации спора. Это право может быть использовано, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в методической помощи, разъяснении действующего законодательства или имеет сомнения по поводу полномочности другой стороны.

Начальник управления экономического развития и торговли Б. К. Кичкин

Начальник отдела по труду А. И. Степанов

Памятка членам примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора

Утверждена постановлением
Минтруда РФ № 57 от 14.08.2002 г.

Настоящая Памятка определяет некоторые правила поведения члена примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора.

Отношения членов примирительной комиссии со сторонами коллективного трудового спора

Основная задача примирительной комиссии - оказание помощи сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон.

Примирительная комиссия не должна оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения. Участие примирительной комиссии в рассмотрении коллективного трудового спора должно предоставлять сторонами дополнительные возможности для его мирного разрешения.

Примирительная комиссия должна быть готова дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

Для эффективного выполнения членами примирительной комиссии своих обязанностей необходимо, чтобы стороны признавали их компетентность, объективность, беспристрастность и независимость.

Члены примирительной комиссии должны уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций.

Конфиденциальная информация, доверенная членам примирительной комиссии в процессе ее работы, не должна распространяться и использоваться ими прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные членами примирительной комиссии конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия стороны или лица, давшего информацию.

Члены примирительной комиссии должны искать приемлемые для сторон способы разрешения конфликта и стимулировать стороны к поиску компромисса, стремиться завершить коллективный трудовой спор на данном этапе.

Члены примирительной комиссии не должны принимать вознаграждения или ценные подарки от представителей сторон.

Личные качества члена примирительной комиссии

Член примирительной комиссии должен обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия. Большое значение имеют также его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, снимать напряженность переговорного процесса.

Член примирительной комиссии в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, а также настоящими Рекомендациями.

Он должен знать методы ведения переговорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзной организации, действующей системой разрешения индивидуальных жалоб, кадровой политики и другими сторонами жизни организации.

Памятка лицам, привлекаемым в качестве трудовых арбитров

 Памятка лицам, привлекаемым в качестве трудовых арбитров к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудового арбитража

 

Утверждена постановлением
Минтруда РФ № 59 от 14.08.2002 г.

Настоящая Памятка определяет некоторые правила поведения трудовых арбитров, привлекаемых к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе трудового арбитража.

Отношения трудовых арбитров со сторонами коллективного трудового спора

Участие трудового арбитра в рассмотрении коллективного трудового спора должно предоставлять сторонам коллективного трудового спора дополнительные возможности для его мирного разрешения.

Трудовой арбитр должен быть готов дать сторонам коллективного трудового спора предложения и альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров, в то же время не оказывая давления на представителей сторон при принятии ими того или иного решения.

Трудовой арбитр должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению коллективного трудового спора на данном этапе.

Конфиденциальная информация, доверенная трудовому арбитру в процессе его работы, не должна распространяться и использоваться им прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные трудовому арбитру конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия стороны или лица, давшего информацию.

Трудовой арбитр не должен принимать вознаграждения или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

Личные качества трудового арбитра

Трудовой арбитр должен обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения представителей сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия и разрешения коллективного трудового спора. Большое значение имеют также его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, снимать напряженность переговорного процесса.

Трудовой арбитр в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, а также настоящими Рекомендациями.

Он должен знать методы ведения переговорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзной организации, действующей системой разрешения индивидуальных жалоб, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации.

Памятка лицам, привлекаемым в качестве посредника

 Памятка лицам, привлекаемым в качестве посредника к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров

 

Утверждена постановлением
Минтруда РФ № 58 от 14.08.2002 г.

Настоящая Памятка определяет некоторые правила поведения посредника при его участии в рассмотрении коллективного трудового спора.

Отношения посредника со сторонами коллективного трудового спора

Главная функция посредника - оказание помощи сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон.

Посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения. Его участие в рассмотрении коллективного трудового спора должно предоставлять сторонам дополнительные возможности для его урегулирования.

Посредник должен быть готов дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

Для эффективного выполнения посредником своих функций необходимо, чтобы стороны признавали его компетентность, объективность, беспристрастность и независимость.

Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций.

Конфиденциальная информация, доверенная посреднику в процессе его работы, не должна распространяться и использоваться им прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные посреднику конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия стороны или лица, давшего информацию.

Посредник должен искать приемлемые для сторон способы разрешения конфликта и стимулировать стороны к поиску компромисса, стремиться завершить коллективный трудовой спор на данном этапе.

Посредник не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон.

Личные качества посредника

Посредник должен обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия. Большое значение имеют также его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, снимать напряженность переговорного процесса.

Посредник в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, а также настоящими Рекомендациями.

Он должен знать методы ведения переговорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзной организации, действующей системой разрешения индивидуальных жалоб кадровой политикой и другими сторонами жизни организации.

 

107 

 

Общественный совет по делам инвалидов

КОНТАКТЫ
  • Администрация города Орла
  • 302000, г. Орел, ул. Пролетарская Гора, 1
  • Телефоны: 8-(4862) 43-33-12; 41-44-00 (факс)
  • Электронная почта: info@orel-adm.ru
  • Единая дежурно-диспетчерская служба:
  • 43-22-12; 43-37-35 (факс)